Как помочь подросткам
преодолевать внешние и внутренние конфликты
Подростковый
возраст восьмиклассников рассматривается как этап развития личности, процесс
перехода от зависимого, опекаемого детства, когда ребенок живет по особым
правилам, установленным для него взрослыми, к самостоятельной жизни.
В этом
возрасте проявляется акцентуация (особенности характера), способ реагирования
подростка в каждом случае зависит от его типа акцентуации.
- циклоидный;
- гипертимный;
- астено-невротический;
- сенситивный;
- психоастенический;
- демонстративный;
- неустойчивый;
- конформный
![](http://elr.ucoz.ru/_bl/0/07214123.jpg)
В возрасте
13–14 лет меняется система ценностей и интересов. То, что было сверхзначимо,
обесценивается, появляются новые кумиры, подросток перестает прямо копировать
взрослых, характер взаимоотношений со взрослыми и родителями часто носит
протестный характер. Очень вероятно заражение фанатизмом, так как подростки
тянутся ко всему необычному, часто увлекаются неформальными течениями.
Внешне кризис подросткового возраста проявляется в грубости, скрытности и
нарочитости поведения, в стремлении поступать наперекор требованию и желанию
взрослых, в игнорировании замечаний, уходе от обычной сферы общения.
![](http://elr.ucoz.ru/_bl/0/09287732.jpg)
У
подростка возникает беспричинное чувство тревоги, колеблется самооценка; он в
это время очень раним, конфликтен, может впадать в депрессию. В то же время
перестройка отношения к себе влияет не только на его эмоциональное
самочувствие, но и на развитие его творческих способностей и удовлетворенность
жизнью вообще. Учеба в это время отходит на второй план. (Чтобы учение было
привлекательным, нужно находить в материале то, что могло бы способствовать
общению подростков.)
Самая
главная проблема подросткового возраста – половое созревание. В это время
формируются психосексуальные установки и ориентации, происходит вторичная
половая идентификация, подросток переживает первую любовь, у него возникают
эротические фантазии и переживания. Он меняется настолько, что этот период
называют «гормональной бурей» или «эндокринным штормом». Начинается бурный,
неравномерный рост, вследствие чего подросток становится диспропорциональным,
неуклюжим. Часто у восьмиклассников возникает дисморфофобия (неприятие
своего тела и внешности), тогда они изнуряют себя диетами,
занятиями
спортом, просто страдают и замыкаются в себе.
Так как подросток стремится к крайним позициям в оценке, то он склонен
переоценивать или недооценивать собственные качества и свойства. Если успешность
в чем-то отклоняется от некоего выбранного самим подростком стандарта, то она
не воспринимается как успешность.
Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживая
из-за тех свойств, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими
людьми.
![](http://elr.ucoz.ru/_bl/0/96818606.jpg)
Самооценка
восьмиклассника неустойчива: он склонен считать себя либо гением, либо
ничтожеством. К тому же оценка носит сверхобобщенный характер: любая мелочь
может в корне изменить отношение подростка к себе. В собственных глазах он
должен быть очень умным, красивым, очень смелым и т.д. Если он вынужден
признать, что что-то не так, его мнение о себе падает по всем пунктам, –
правда, именно такая противоречивая самооценка необходима подростку, для того
чтобы у него складывались новые, взрослые критерии личностного развития.
Самооценка подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому в их
поведении может возникнуть много немотивированных поступков.
![](http://elr.ucoz.ru/_bl/0/93645365.jpg)
Современный
подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации.
Подростки больше других представителей возрастных групп страдают сегодня от
нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране,
потеряв необходимую ориентацию в ценностях и идеалах: старые идеалы
разрушены, новые еще не созданы.
Особенности восьмиклассников проявляются в пренебрежительном отношении к
обучению, плохой успеваемости, браваде невыполнением обязанностей: они
всячески избегают выполнять какие-либо поручения по дому, готовить домашние
задания, а то и посещать занятия.
В подобных случаях они оказываются перед лицом большого количества лишнего
времени, но для них характерно неумение содержательно проводить досуг. У
подавляющего большинства таких подростков отсутствуют какие-либо индивидуальные
увлечения, они не занимаются в секциях и кружках, не посещают выставки и
театры.
Бессодержательно проводимое время толкает восьмиклассников на поиск новых
«острых ощущений». Алкоголизация и наркотизация тесно вплетаются в структуру
девиантного образа жизни подростков. Часто они отмечают свои «заслуги»: удачные
похождения, хулиганские поступки, драки, мелкие кражи – распитием спиртных
напитков. Впоследствии, объясняя подобные проступки, восьмиклассники
демонстрируют неправильное представление о нравственности, справедливости, смелости
и храбрости.
![](http://elr.ucoz.ru/_bl/0/20076901.jpg)
На всем
протяжении переходного периода наблюдается четко выраженная динамика
агрессивности. Формы агрессивного поведения типичны для большинства подростков.
А по уровню косвенной агрессии на первом месте находятся ребята из семей подсобных
работников и руководящих служащих.
Повышенным негативизмом отличаются подростки из среды руководящих работников и
семей интеллигенции (врачей, учителей, инженеров).
Менее всего выражено агрессивное поведение у подростков из среды торговых
работников. Видимо, сказывается не только материальное благополучие, но и
выработанное в этой среде стремление избегать конфликтов, сглаживать
возникающие противоречия, не обострять ситуацию.
Восьмиклассники особенно зависимы от микросреды и конкретной ситуации. Одним из
определяющих элементов микросреды, формирующих личность, является семья.
При этом решающим оказывается не ее состав – полная, неполная, распавшаяся, а
нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми
членами семьи, между взрослыми и детьми.
Для любого подростка очень важна роль семьи, но, к сожалению, растет число
неблагополучных семей, в которых существует полная безнадзорность,
бесконтрольность поведения детей со стороны родителей, безразличие к судьбе
подростка.
Так формируются дети с отклонениями в поведении. Но даже в благополучных на
первый взгляд семьях можно выделить много проблем психологического характера,
которые приводят к кризису подросткового возраста.
Можно выделить четыре неблагополучные
ситуации в семье:
- гиперопека различных степеней:
от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей (их
мыслей, чувств, поведения) до семейной тирании;
- гипоопека, нередко переходящая
в безнадзорность;
- ситуация, создающая «кумира
семьи»: повышенное внимание к любому побуждению ребенка и неумеренная
похвала за весьма скромные успехи;
- ситуация, создающая «золушек» в
семье. Появилось много семей, где родители уделяют много внимания себе и
мало – детям.
![](http://elr.ucoz.ru/_bl/0/12005431.jpg)
Как общаться с восьмиклассниками в этот
период?
- Формирование круга интересов
восьмиклассника на основе особенностей его характера и способностей.
- Максимальное сокращение периода
свободного времени – «времени праздного существования и безделья».
- Привлечение к таким занятиям,
как чтение, самообразование, занятия музыкой, спортом, положительно
формирующим личность.
- Индивидуальная, с участием
школьного психолога, психокоррекционная работа с подростком.
- Включение в такую деятельность,
которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время дает подростку
возможность реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.
- Снижение проявления агрессии
путем посещения спортивных школ, ежедневной гимнастики дома с
использованием гантелей и эспандера, железных гирь и боксерских перчаток
(пусть подростки колотят друг друга в мирной драке, давая выход энергии,
чтобы агрессия не накапливалась, подобно статическому электричеству,
имеющему свойство взрываться болезненными разрядами).
- Не предъявлять завышенных
требований, не подтвержденных способностью восьмиклассника.
- Честно указывать подростку на
его удачи и неудачи (причем удачи объяснять его способностями, а неудачи –
недостаточной подготовкой).
- Не захваливать подростка,
объясняя его неудачи случайностью, так как это формирует эффект
неадекватности.
Рекомендации для родителей
- Будьте всегда чуткими к делам
своих детей.
- Анализируйте с детьми причины
их удач и неудач.
- Поддерживайте ребенка, когда
ему нелегко.
- Старайтесь не ограждать
подростка от трудностей.
- Научите подростка преодолевать
трудности.
- Сравнивайте своего ребенка только
с ним самим, обязательно отмечая продвижение вперед.
- Постоянно контролируйте ребенка
(но без гиперопеки) по принципу «доверяй, но проверяй».
- Поощряйте даже едва возникшие
потребности в знаниях, гармонии и красоте, в самоактуализации (развитии
собственной личности).
- Информируйте своего ребенка о
границах материальных потребностей и напоминайте, что духовные
потребности должны развиваться постоянно.
- Замечайте любое положительное
изменение в развитии личности ребенка.
- Рассказывайте ребенку о своих
проблемах, о том, что волновало вас, когда вы были в его возрасте.
- Покупайте детям книги по
психологии, самопознанию.
- Будьте всегда личным примером
(учите делами, а не словами).
- Помните, что только личным примером
можно что-то изменить в лучшую сторону: самоактуализация передается от
родителей к детям. У творческих родителей всегда неординарные дети.
![](http://elr.ucoz.ru/_bl/0/07090939.jpg)
- Разговаривайте с детьми как с
равными, уважая их мнение, избегая нравоучений, криков, назидательности,
иронии.
- Советуйте ребенку следить за
своей внешностью – одеждой, прической, соблюдать правила личной
гигиены.
- Ни в коем случае не запрещайте
подростку отношений с молодыми людьми противоположного пола, не пресекайте
разговоры на темы взаимоотношений мальчиков и девочек, иначе между вами
возникнет недоверие.
- Воспитывайте естественный
взгляд на проблемы взаимоотношения полов: не упрощенное, не вульгарное, а
простое, здоровое отношение позволит создать в будущем нормальную семью.
- Рассказывайте своим детям о
том, какие у вас были взаимоотношения с противоположным полом в 14–15 лет,
делая акцент на благородстве, культуре чувств, уважении друг к другу,
ответственности друг за друга.
- Вашему ребенку будет интересно
узнать, как познакомились его родители, как развивались их отношения.
- Познакомьтесь с друзьями своего
ребенка, просите их информировать вас о способах времяпрепровождения, но
не превращайтесь в шпиона, следящего за каждым шагом ребенка.
![](http://elr.ucoz.ru/_bl/0/44901539.jpg)
Помните: недоверие оскорбляет!
- Следите за тем, какие книги
читает ваш ребенок, какие фильмы смотрит. Постарайтесь оградить его от
тех, которые могут вызвать приступы агрессии или девиантного поведения.
- Будьте всегда для своего
ребенка прежде всего старшим, мудрым другом и только потом –
любящей(им) мамой (папой).
Лариса Зарипова