Возрастные
особенности семиклассников
Основные задачи развития в этот период:
-
формирование
нового уровня мышления, логической памяти, избирательного, устойчивого
внимания;
-
формирование
широкого спектра способностей и
интересов, выделение круга устойчивых интересов;
-
формирование
интереса к другому человеку как к личности;
-
развитие
интереса к себе как к личности, формирование первых навыков самоанализа;
-
развитие
чувства взрослости;
-
развитие
чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки;
-
развитие
форм и навыков личностного общения в группе сверстников и способов их взаимопонимания;
-
развитие
моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания другим людям;
-
формирование
представлений о происходящих изменениях, связанных с половым созреванием.
-
Особенность,
черта характера
|
Положительное проявление
|
Отрицательное проявление
|
Воспитательное воздействие
|
1. Появление
чувства взрослости
|
Стремление
делать что-то значимое, социально поощряемое
|
Копируются
чисто внешние признаки взрослости
(курение, употребление алкоголя)
|
Поощрять
проявление общественно одобряемых черт взрослости.
|
2. Начало
"ценностного конфликта"
|
Отстаивание
собственного понимания взглядов на мир.
|
Обличение
взрослых в том, что они сами не следуют нормам, которые провозглашают.
|
Соблюдать
принципы справедливости, объяснять требования детям.
|
3. Новый
период в нравственном развитии
|
Становятся
значимыми ценности, выходящие за рамки его жизни (справедливость,
искренность, свобода, любовь).
|
Ребенку важнее
говорить о ценностях, принципах, чем претворять их в жизнь.
|
Взрослые
должны отстаивать свою точку зрения, но очень доброжелательно и
аргументированно.
|
4.Потреби-тельское
отношение к взрослым.
|
Желание
проверить равенство прав со взрослыми.
|
Расширение
своих прав и сужение своих обязанностей.
|
Не снижать
требований, объясняя их разумность. Но помогать ребенку выполнять эти
требования (он должен чувствовать безопасность).
|
5. "Право
на родителей"
|
Хотят получить
подтверждение того, что их по-прежнему любят.
|
Становятся
капризными, требовательными, хотят новых проявлений родительской любви.
|
Учить детей
различию в способах выражения чувств между взрослыми и детьми, чужими и
близкими.
|
6.
Недостаточный опыт общения
|
|
Ложь,
агрессия, замкнутость, вызванные неспособностью объяснить свое поведение.
|
Совместный
анализ поступков ребенка, выражение понимания.
|
7. Развитие
самооценки
|
Ребенок
начинает ориентироваться на реальные достижения.
|
Выявляется
группа ребят, не считающих себя способными ни к одному предмету.
|
Помочь
найти сферу, в которой ребенок будет
успешным. Использование "эффекта Розенталя".
|
8. Потребность
говорить о себе.
|
|
Отсутствие
рефлексии и достаточного словарного
запаса, описывающего чувства.
|
Дать
возможность говорить о себе, своих удачах и неудачах.
|
9. Учение
обретает личностный смысл.
|
Формируется
интерес к какой-либо деятельности.
|
Отсутствие
учебной мотивации.
|
Создание
классов, групп по уровням обучения, по интересам. Занятия научной работой.
|
10.
Познавательная активность
|
Пик
любознательности Формирование устойчивых интересов. Мода на интересы.
|
Неустойчивый
характер интересов, отрицание того, что их главный труд - учеба
|
Контролировать
"моду" на интересы. Формировать воспитывающую образовательную
среду. Окружающие подростка люди должны быть увлеченными, но не насаждать
свои интересы детям.
|
11.
Формирование понятийного мышления
|
Формируется
научный язык, умение логически мыслить
|
Непонимание
значения самых распространенных слов.
|
Давать
определение понятий, добиваться полного понимания.
|
Возможные нарушения в развития личности в подростковом
возрасте.
"Аффект неадекватности" – искажение самооценки, при котором
человек видит только свои успехи, неудачи не замечаются и не анализируются.
"Дефицит успеха" -
ребенок считает успех случайным, не верит в свои силы.
"Задержка развития интеллекта", но возможен "эффект
внезапного пробуждения интеллекта" – резко и быстро сформировавшаяся
мотивация учения.
Об этом возрасте Л.Выготский писал: "Ключом ко всей проблеме
психологического развития подростка является проблема интересов в переходном
возрасте. Все психологические функции человека на каждой ступени развития действуют не бессистемно, не
автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые сложившимися в подростковом возрасте стремлениями,
влечениями, интересами."
Подробнее об этом можно прочитать в книгах:
Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.:1987.
Особенности обучения и психического развития школьников 13-14 лет./ Под
ред. И.В.Дубровиной, Б.С.Круглова. – М.: 1988.
Прихожан А.М. Книга для родителей подростков: программа развития и
воспитания. М.: 1999.
|